Атарщикова Елена Николаевна

доктор юридических наук, кандидат филологических наук

 

Общая информация:

В 1976 году с отличием окончила Ставропольский государственный педагогический институт по специальности "Русский язык и литература", квалификация: "учитель русского языка и литературы". 

В 2000 году с отличием окончила Ставропольский государственный университет по специальности "Юриспруденция", квалификация: "юрист". 

В 1983 году присуждена ученая степень кандидата филологических наук. В 1989 году присвоено ученое звание доцента.  

В 2000 году присуждена ученая степень доктора юридических наук. В 2001году присвоено ученое звание профессора.  

 

 

 

 

Повышение квалификации:

Диплом о профессиональной переподготовке  №  261200058655 «Преподаватель юридических дисциплин в образовательной  организации высшего образования», 03 декабря 2018 г., 504 ч.,   Северо-Кавказскийфедеральный  университет (СКФУ) (Ставрополь)

 

Сертификат  по программе «Повышение уровня финансовой грамотности   населения Ставропольского края   и развития финансового образования  в Ставропольском крае на 2014-2018 годы», Министерство финансов Ставропольского края, апрель 2017 года

 

Повышение квалификации по программе «Образовательные отношения в свете реформы российского законодательства: гражданско-правовой аспект» 72 часа в период с 1 октября по 29 октября 2016  Удостоверение  о  повышении  квалификации  ПКСК  № 017698  регистрационный  номер  17234

 

Сертификат № 8068 от 06 октября 2016 года «Информационно-просветительская, образовательная деятельность как ресурс противодействия коррупции»  в Ставропольском краевом образовательном центре «Знание»

 

Сертификат   повышения квалификации  №  0504  по программе  «PR –Инструменты приемной  кампании  2016» Объединения  экспертов в области  информационной  открытости  издательства «Аккрелитация образования», город Йошкар-Ола,  май 2016 года

 

Удостоверение о повышении  квалификации ПКСК № 017698  «Применение информационно-коммуникационных технологий в практике педагогов высшего образования» в Армавирской государственной педагогической академии (Армавир) 108 ч.

 

Программа повышения квалификации педагогических работников и специалистов в учебно-методических служб по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» 72ч., рег. н. у-15-17124 от 17.06.2015  Москва. Удостоверение № 232403056013 от 26 августа 2015 года 

 

Список основных преподаваемых дисциплин:

• Теория государства и права
• Юридическая техника
• Современный русский литературный язык
• Теория и методика преподавания русского языка и литературы
• Методика обучения сочинениям и изложениям 
• Программирование и алгоритмизация русского языка 
• Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности 
• Лингвистическое краеведение 
• Практикум по русскому языку 
• Практикум по орфографии и пунктуации 
• Практикум по русскому правописанию 
• Современные  технологии обучения филологии 
• Методика развития речи 
• Формирование метапредметных связей на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности 
• Русский язык с методикой преподавания 
• Виды языкового и литературоведческого анализа в вузе и школе 
• Научно-исследовательская практика 
• Производственная практика 
• Педагогическая практика 
• Учебная практика 
• Преддипломная практика 
• Руководство курсовыми работами по русскому языку, литературе, истории и обществознанию 
• Руководство  ВКР по русскому языку, литературе, истории и обществознанию 

 

Сфера научных интересов:

Исследование проблем герменевтики языка и права; современного развития когнитивной лингвистики; становления и развития ювенального права в России и за рубежом; методики преподавания гуманитарных дисциплин; антропологии языка и правапедагогики высшей школы

Список значимых публикаций:  

За годы работы  подготовила более 350 научных и учебно-методических публикаций по проблемам современного русского литературного языка, методики преподавания русского языка, теории и истории права, педагогики высшей школы. Является автором и соавтором 15 научных монографий.

Монографии:

• Герменевтика в праве: история и современность // СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. 18,5п.л.
• Конструкции со взаимной обусловленностью частей в современном русском языке // Москва, 1999 г. 12 п.л.
• Антропология детства и проблемы ювенального права // Методологические и теоретические проблемы детской и педагогической антропологииКоллективная монография (Атарщикова Е. Н. Пономарев Е. Г., ПудовочкинЮ. Е.). Ставрополь: изд-во Сервисшкола, 2004. 4,5 п.л
• Педагогическая  антропология. Права  несовершеннолетних  и  их  защита в современном российском  законодательстве.  Коллективная  монография (Атарщикова Е. Н. Пономарев Е. Г., Пудовочкин Ю. Е.). - Ставрополь–Москва: Сервис-школа,  2006.  2,6 п.л.
• История русского учительства.  Раздел IV. Учителя России: педагогические биографии».  Коллективная монография (Атарщикова Е.Н., Пономарев Е.Г., Бобрышев С.В. и др.). -  Ставрополь, 2011- 61п.л.

 

Статьи из списка ВАК:

• Язык как  объект  правового  регулирования // Научно-практический журнал «Общество  и  право».- ФГКОУ ВПО Краснодарский  университет МВД России. - 2012 №4 (41)
• Место  и  роль  герменевтики  в  современном  праве // Научно-практический журнал «Общество  и  право».- ФГКОУ ВПО Краснодарский  университет МВД России. - 2012 №5 (42) 
• Мораль право  в  политико-правовой  мысли Древней  Греции // Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Электронный журнал «Гуманитарные и социально-экономические  науки» 2014 №5. 
• Мораль и право во взглядах Цицерона //Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования. - «Южный федеральный университет» Электронный журнал "Гуманитарные и социально-экономические  науки 2014 №6. 
• Условия языкового развития детей-инофонов в полиэтнической школе // Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2016  – Сочи: Международный инновационный университет,  2016. 
• Текстоцентрический подход в преподавании русского языка при обучении продуктивным видам речевой деятельности // Журнал «Современные наукоемкие технологии» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.   Свидетельство - ПИ №77-15597. 
• Атарщикова Е.Н., Морозова А.В. Подготовка будущих учителей к условиям работы в полиэтнической школе // Научный рецензируемый цитируемый журнал «KANT» (ISSN 2222-243X)  2016.
• Атарщикова Е.Н., Пономарев  Е.Г. Юридико-антропологическое направление  как средство  гуманизации  общества // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного  института.  Ежеквартальный научно-практический  журнал,    Ставрополь, 2016  №3(19). 
• Атарщикова Е.Н., Пономарев  Е.Г. Практика как основа подготовки современного специалиста // журнала "Известия ВГПУ"  (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет») №4 (273) /2016 
• Атарщикова Е. Н., Пономарев  Е. Г. Право  и  его  антропологические  черты // Российский  журнал  правовых  исследований.  Russian JournalofLega lStudies Анонс № 4  журнала  за  2016
• Атарщикова Е.Н., Пономарев  Е.Г.Условия  формирования  имиджа  практики  педагога // Журнал "Известия Южного федерального университета. Педагогические науки" 2016  № 3  Электронная публикация ISSN 1995-1140 Свидетельство о регистрации: ПИ ФС77-28499 от 01 июня 2017
• Атарщикова Е. Н., Пономарев  Е. Г. История  зарождения  и  становления юридической  антропологии // Научно-теоретический журнал "Гуманитарные и юридические исследования" 2017 №1 СКФУ  
• Атарщикова Е.В.  Пономарев Е.Г История  формирования  антропологии  права  в  России  Вестник Северо-Кавказского гуманитарного  института.  Ежеквартальный научно-практический  журнал,     2017   №1(21) 

 

Статьи системы  Российского  Индекса  Научного  Цитирования (РИНЦ)

• Атарщикова Е. Н., Пономарев  Е. Г. Антропология  права  в  процессе  формирования  правового  государства  и  гражданского  общества // Учитель в системе современного антропологического знания: Материалы XII Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2016.  
• Атарщикова Е. Н., Пономарев  Е. Г. Образование  в  контексте лингвокультурологического    подхода: теория  и практика // Инновации в образовании и науке: Сборник научно-методических статей историко-филологического факультета Ставропольского государственного педагогического института. Под  ред. Атарщиковой Е.Н.,  Бережного В.И. – М.: РУСАЙНС, Выпуск 1. 2017.  
• Атарщикова Е.В.  Пономарев Е.Г.  Идеология  гуманизма,  развитие  педагогики  и  образования  в  эпоху  возрождения  Учитель в системе современного антропологического знания: Материалы XIII Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2017. 
• Атарщикова Е.В.  Пономарев Е.Г История  европейской  педагогики  и  образования: от филантропизма к  неогуманизму. Проблемы современной  России. -  Межвузовский  сборник  научно-методических  трудов  «Инновации  в  образовании  и  науке» Выпуск II. Часть I Педагогика. История. Филология. // Под научн. ред. Атарщиковой Е.Н.,  Бережного В.И. -  Москва: РУСАЙНС, 2017. 
• Атарщикова Е.Н., Атарщикова Е.В.  Пономарев Е.Г.  Практика  в  педагогическом  институте  как   средство  профессиональной  адаптации  учителя  «Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы». Сборник научных статей по итогам III Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы», Москва, 16 мая 2017 г. / Под ред. Т.Г.Галактионовой, Е.И.Казаковой – РАО, Центр русского языка и славистики , 2017 
• Атарщикова Е.Н.,  Пономарев Е.Г. Динамика языковых процессов в условиях поликультурного пространства Северного Кавказа. - Сборник научных статей по итогам работы Региональной научной конференции с между-народным участием (11-13 октября 2017 года). Т. 1. - Армавир, 2017. 
• Атарщикова Е.Н. , Пономарев Е.Г. Лингвострановедческая  деятельность – важнейший аспект национально-культурного мировидения и исторического наследия. Межвузовский  сборник  научно-методических  трудов  «Инновации  в  образовании  и  науке» Выпуск III// Под научн. ред. Атарщиковой Е.Н.,  Бережного В.И. -  Москва: РУСАЙНС, 2017. 

 

 Учебные и учебно-методические пособия:

• Атарщикова Е. Н., Пономарев Е. Г., Пудовочкин  Ю. Е. Правовая  поддержка  жизнедеятельности  и  развития  ребенка в современной социокультурной ситуации // Педагогическая  антропология:  учебное  пособие. – Ставрополь-Москва: Сервис-школа,  2006. 2,6 п.л.
• Литература. Авторский  проект регионально-национального компонента  государственного образовательного  стандарта. // Ставрополь, Министерство образования СК,  2006.  47 с.
• Атарщикова Е.Н., Каменева ГН., Халяпина Л.В. Идеи  антропологизма в теоретико-практических  изысканиях:   Научно-методическое пособие. – Ставрополь: «Ставропольское  книжное  издательство», 2007. 1,9п.л. 
• Теория и методика преподавания русского языка: Алгоритмы  построения  уроков  по  развитию  речи: Методические рекомендации // Ставрополь: издательство «Бюро новостей», 2008. 8,1п.л.
• Атарщикова Е.Н., Пономарев Е.Г., Скрипник Я.Н и дрИстория  и  методология  антропологии: Учебное  пособие // Ставрополь, СГПИ, 2008. – 16,9 п.л.
• Человек  и  культура  как  антропологические  феномены  в  учебном  диалоге. Элективные  курсы»: учебно-методическое  пособие // Ставрополь: издательство «Бюро новостей», 2008. – 33,8п.л.
• Атарщикова Е.Н., Романюк Т.И., Трембикова А.А. и др Преподавание русского языка как неродного в школе. Учебно-методическое пособие. Учебно-методическое пособие // Ставрополь: Бюро новостей, 2014. 16,7 п.л.
• Атарщикова Е.Н., Трембикова А.А. Методический театр как антропологический метод артпедагогики // Ставрополь: изд-во СГПИ, 2015. 14,9п.л
• Атарщикова Е.Н., Санькова А.А., Трембикова А.А. и др. Практика  в системе  профессиональной подготовки  бакалавров   //   Практика  в  подготовке  бакалавров  педагогического  образования // Ставрополь: Бюро новостей, 2015. 14,3п.л.
• Атарщикова Е. Н., Пономарев Е. Г., Булгакова Н. И. и дрАнтрополого-ориентированный подход к изучению русского языка, литературы и истории в условиях инклюзивного обучения представителей некоренного населения в средней школе. - Cтаврополь, 2015. 12,6п.л.
• Атарщикова Е.Н., Пономарев Е.Г., Марченко Е.М. и др. Изучение  проблем   формирования  российской  государственности  и  расширения  границ   до начала ХХ вв.  в  образовательных  учреждениях. Учебно-методическое  пособие. Часть I. Становление  российской  государственности: присоединение  территорий  и  развитие  страны  в  доимперский  период  // Отв. редактор    Пономарев  Е.Г., Атарщикова Е.Н // Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2016. 17,2п.л.
• Атарщикова Е.Н., Пономарев Е.Г., Нестеров А.С. и др Изучение  проблем   формирования  российской  государственности  и  расширения  границ   до начала ХХ вв.  в  образовательных  учреждениях. Учебно-методическое  пособие. Часть II. Россия  в  имперский  период: колонизация,  освоение  новых  земель,  покорение  и  воссоединение  народов  в  рамках  единого  государства // Отв. редактор    Пономарев  Е.Г., Атарщикова Е.Н.   // Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2017. 17,2п.л.
• Формирование  российской  идентитчности  обучающихся   в  системе  дополнительного  образования:  теория  и  практика.  Научно-методическое  пособие  / под  общей  редакцией проф. В.М.Головко. -   Ставрополь: ООО НД «ТЭСЭРА»,2017  – 13.8 п.л. 
• Атарщикова Е.Н., Бондарева Н.С., Петренко Д.И. Открываем Кавказские  Минеральные Воды   Учебное пособие Серия «Лингвострановедение в обучении  русскому языку как неродному в образовательных организациях Ставропольского края»Ставрополь: «Дизайн-Студия Б» 2017 16,2 п.л.  
• Атарщикова Е.Н., Марченко Е.М., Петренко Д.И. и дрЛингвокультурлогический  подход  в  обучении  русскому  языку  как  неродному  Учебно-методическое пособие. Ставрополь: ООО НД «ТЭСЭРА»,2017  - 17,1 п.л 
• Атарщикова Е.Н., Морозова А.В   Глушкова Н.Г. Подготовка обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам  на  основе текстоцентрического принципа. Ставрополь: ООО НД «ТЭСЭРА», 2017. 8,3 п.л. 
• Практика  в  системе  профессиональной  подготовки  будущего  педагога:  анализ, опыт,  перспективы:  Учебное пособие  для  студентов  магистратуры  по  направлению  подготовки  44.04.01 – Педагогическое образование,  профиль  «Языковое  и  литературное  образование» // Отв. редАтарщикова Е.Н. Ставрополь: ООО НД «ТЭСЭРА», 2017.7п.л. 
• Правовые, психологические и образовательные средства противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде: Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. С.В. Бобрышова, Т.Ф. Масловой, Л.А. ТронинойСтаврополь: ГБОУ ВО СГПИ, 2017.  14,5п.л. 
1.  

Хрестоматии:

• Атарщикова Е.  Н., Овчаренко Т.С., Пономарев Е.Г. и др. Дети  города: Россия (вторая  половина Х1Х – начало ХХ веков): Хрестоматия // Ставрополь, СГПИ, 2008. 13,25п.л.
• Антропологическая проблематика в исторических и литературных источниках: библиографический указатель // Ставрополь, 2009. 4,2п.л.
• Антропологическая проблематика в исторических и литературных источниках: Хрестоматия. Часть I. Поэзия // Ставрополь, 2009.12,4п.л.
• Антропологическая проблематика в исторических и литературных источниках: Хрестоматия. Часть II. Проза // Ставрополь, 2010. 21п.л.
• Антропологическая проблематика в исторических и литературных источниках: Хрестоматия часть III Публицистика // Ставрополь, 2011.22п.л.
• Кто  есть  кто. Биографический  справочник // Ставрополь, 2012. 9,4п.л.
• Атарщикова Е. Н., Крупина О.В., Трембикова А. А. и др. Антропологическая проблематика в исторических и литературных источниках Ставрополья: Хрестоматия для  начальных классов. Поэзия  и  проза. Часть IV // Ставрополь, 2012 г.
• Атарщикова Е.Н., Петренко Д.И. Лингвострановедение в  обучении  русскому  языку  как  неродному  в  образовательных  организациях  Ставропольского  края. Хрестоматия // Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2016. 13,3п.л.

 

Данные о публикационной активности в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ):  Число публикаций , Число цитирований , Индекс Хирша 4 

 

 

Награды:

➢ Отличник народного просвещения  РСФСР (1996),  
➢ Грамота Министерства образования РФ (1998), 
➢  Почетный  работник  высшего  профессионального  образования РФ (2000), 
➢ медаль в память 200-летия Минюста России (2003),
➢ ветеран  труда  (2003), 
➢ диплом   в   номинации «Самый лучезарный.  Самый  обаятельный,  самый  лучший  декан  из  деканов» (2006); 
➢  Лауреат  конкурса «Женщина  года  2006»  в  номинации «Женщина образования» (2006);
➢ грамота Федерального Агентства по  образованию за  участие во Всероссийском конкурсе «За образцовое владение русским  языком  в  профессиональной  деятельности» для  преподавателей  русского  языка  как  неродного» (2007),  
➢ грамота Российской  правовой академии Минюста России за  добросовестное  исполнение  служебного  долга,  проявленный  высокий  профессионализм, чувство  ответственности  и  личные  деловые  качества  при  подготовке  специалистов  в  области  юриспруденции (2007),  
➢ диплом лауреата  конкурса на лучшую научную книгу  2006 г. за  книгу «Литература. Авторский проект  регионального  компонента государственного  образовательного  стандарта» (Сочи, 2007); 
➢ диплом лауреата  конкурса за лучшую научную книгу 2007 г.,  проводимого Фондом  развития  отечественного  образования,  за книгу «Лингвистический  анализ: схемы  и  образцы» (Сочи, 2008), грамота Министерства  образования Ставропольского  края) (2008); 
➢ Диплом лауреата  конкурса,  проводимого Фондом  развития  отечественного  образования,  за лучшую научную книгу 2008 г «Дети  города: Россия (вторая  половина Х1Х-начало ХХ вв.» (Сочи, 2009); 
➢ Медаль  IX Всероссийского студенческого   фестиваля      «Учитель   русской   словесности»,   посвященного 200-летию   Н.В. Гоголя (Московский институт открытого образования и Московский педагогический государственный университет в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык 2006-2010»  (Москва, 2009);  
➢  Благодарственное  письмо   Председателя Экспертной комиссии по премии РАН за лучшую научно-популярную  работу ««Человек  и  культура как  антропологические  феномены в   учебном  диалоге: элективные  курсы» по популяризации  науки 2008 г. (Москва, 2009);
➢ Благодарственное  письмо  Комитета по делам  молодежи  гтаврополя  за победу в городском  конкурсе   среди молодых поэтов  «На крыльях молодости» (Ставрополь, 2009); 
➢ Диплом лауреата  конкурса,  проводимого Фондом  развития  отечественного  образования, за лучшую научную книгу 2009 г. «Деревенские дети России XIX – начала XX века: Хрестоматия (Сочи, 2010); 
➢ Диплом лауреата  конкурса,  проводимого Фондом  развития  отечественного  образования, за лучшую научную книгу 2010 г. «Антропологическая проблематика в исторических и литературных источниках Ставрополья: Хрестоматия. Часть III. Публицистика (Сочи, 2011.); 
➢  Диплом  лауреата  Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2011 года «История русского учительства» Номинация «Гуманитарные  и  общественные  науки»  (Сочи, 2012): 
➢ грамота  Думы  Ставропольского края  (2012); диплом СГПИ за вклад в профессиональное  становление  аспирантов,  формирование  их  исследовательской  направленности (2013); 
➢   первое место  в   IV Международном  педагогическом  конкурсе   International  Pedagogical  SkillsContect  «Педагогика  и  психология:  вчера,  сегодня,  завтра», номинация: Методические разработки уроков» (2014);   
➢ победитель  конкурса  экспертов РГНФ (региональный  уровень) (2014-2016); 
➢ победитель  международного  информационного  конкурса  «Современное  педагогическое  пространство. Лучшие  учителя»  (издательская  группа  «Си-пресс») (2014);  
➢ Благодарственное  письмо  Муниципальное  бюджетной  учреждение  «Управление базой  отдыха «Эллада» - декану  ИФФ СГПИ  - за  подготовку  квалифицированных  специалистов  в  студенческом педагогическом отряде (СПО)  «Ритм» (2016); 
➢ Лауреат Всероссийского  конкурса,  проводимого Фондом  развития  отечественного  образования, за лучшую научную книгу 2015 г. «Методический  театр  как  антропологический  метод  артпедагогики»   в  номинации  «Гуманитарные  науки» (Сочи, 2016);
➢ Благодарственное  письмо  Министерства  образования  и  молодежной  политики  СК, Ставропольского  регионального  отделения  Общероссийской  общественной организации  «Ассоциация  учителей  литературы  и русского  языка»    Ставропольской  краевой  общественной  организации  «Российский  Союз  Молодежи»  за  большой  личный  вклад в реализацию  социально  значимого  проекта  «Слет  учителей  русского языка  и литературы  Северного  Кавказа» (2017)