Научно-методологический семинар «Правовое и юридическое сознание»

Кафедра правовой культуры и защиты прав человека Юридического института СКФУ, а также Ставропольское региональное отделение Межрегиональной Ассоциации теоретиков государства и права продолжает проведение постоянно действующего научно-методологического семинара по проблемам теории и практики в сфере исследования процесса формирования правосознания обучающихся в условиях информатизированного современного общества.

Научно-методологический семинар проводился в рамках реализации гранта РФФИ 20-011-00344 А Правосознание обучающихся в юридическом ВУЗе в условиях информатизации российского общества. Руководитель научного семинара – д.ю.н. Демченко Т.И., проф. кафедры ТГП ЮИ СКФУ.
На заседание семинара, проходившего 26 июня 2020 г. на платформе ZOOM, выступили представители научно-экспертного сообщества, органов публичной власти и студентов высших учебных заведений. В режиме видеовыступления было предусмотрено участие иногородних специалистов. На указанной платформе в момент проведения научного семинара было зарегистрировано 23 участника, среди которых: Тхабисимова Л.А. – г. Пятигорск, Чурсина П.В. – г. Ставрополь, Терещенко Е.А. – г. Ставрополь, Апольский Е.А. – г. Ростов н/Дону и другие активные участники.
В ходе обсуждения вопроса «Понятие и содержания правового и юридического сознания» выступили: Тхабисимова Л.А., Чурсина П.В., Ковалев В.В., Волков А.А. и Жужгов И.В.
Л.А. Тхабисимова (профессор, доктор юридических наук, заместитель директора по научной работе, профессор кафедры конституционного и муниципального права Юридического института ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет») осветила тему: «Информационные аспекты формирования правосознания студентов юридических вузов: проблемы и особенности». В своем выступлении она высказала тезис о том, что при рассмотрении вопросов, связанных с правовым образованием, особое значение приобретает проблема сознания человека, поскольку все стороны его отношения к обществу и взаимодействия с ним осуществляются либо на основе опыта предшествующих поколений, либо на основе собственного понимания. А вынужденный переход на онлайн-образование в вузах, а особенно в школах, мало кого привел в восторг. На днях студенты и магистры сдавали зачеты и экзамены. Некоторые не заслужили зачета и экзамена, даже по меркам вынужденной самоизоляции по причине «CORONAVIRUS (COVID-19)».
Нельзя не согласиться с тем, что воспитание не может передаваться дистанционно. Ведь здесь речь идет не только о студентах, но и о преподавателях. Воспитание передается только от человека к человеку, а ученый воспитывается ученым. По сути, дистанционное обучение, это конец студенчества и научного сообщества, со своими конкурсами и различными мероприятиями для студентов.
Резюмируя, Людмила Аслановна отметила, что в рамках реализации дистанционной формы обучения, мы должны быть готовы к тому, что нам - преподавателям, будет очень непросто в этой ситуации, так как придется научиться выстраивать работу со студентами так, чтобы у них хотя бы сохранялось ощущение совместной работы.
К дискуссии присоединилась Чурсина П. В. (к.пед.н., доцент, зав каф. Ставропольского государственного Медуниверситета), которая попыталась развивать тему: нравственное содержание и нравственное значение правового сознания. И начала она с того, что прежде чем определить дискуссионную тему в области правового сознания, следует оценить актуальность данного направления, так как созвучие понятий "нравственное содержание, нравственное значение" и "нравственное значение правового сознания", по меньшей мере, являются производными из областей психологии, педагогики, психиатрии, юриспруденции.
В заключении своего выступления Полина Валентиновна обратила внимание на то, что любая деятельность признается эффективной, если она наполнена ценностными характеристиками в практическом их применении. Таким образом, структура нравственного значения правосознания представляется в определенной иерархии: культура (понимание смысла как такового), правовая культура (правоприменительная функция), сознание (понимание смысла как такового), правовое сознание (одно из видовых характеристик), мораль (форма общественного сознания), нравственность (в проекции личности человека и правового аспекта).
Затем продолжил обсуждение заявленной темы Ковалев В.В. (к.ю.н. доцент кафедры ПК И ЗПЧ ЮИ СКФУ). Спикер рассказал о правовом сознании в воззрениях отечественных ученых-юристов.
Следующим обратился к участникам семинара Волков А.А. (д.псих.н., профессор кафедры ПК и ЗПЧ ЮИ СКФУ). Тема его изысканий касается «Правового сознания педагога, которое определяет его правовую и гражданскую позицию в жизни и профессиональной деятельности».
По мнению спикера, к правосознанию педагогов, являющейся частью их профессиональной культуры, в современных условиях изменения экономических, общественно-политических условий общественного развития предъявляются повышенные требования. Уровень развития правосознания оказывает влияние на готовность педагогов участвовать в укреплении законности и правопорядка, их социально-правовую активность. Знание своих прав и обязанностей, умение защищать их законными средствами, уважение законных прав и обязанностей других людей являются необходимыми элементами развитого правосознания.
Завершал выступления первой группы Жужгов И.В. (к.ю.н., доцент кафедры ПК и ЗПЧ ЮИ СКФУ), который в своем выступлении обратился к тематике отдельных особенностей формирования правовой компетентности обучающихся в ВУЗе.
К обсуждению второго вопроса «Правовое и юридическое сознание в учебной и научной деятельности университета» были приглашены Воротилина Т.В., Дроздова А.М. и Терещенко Е.А.
Воротилина Т. В., доцент кафедры правовой культуры и защиты прав человека СКФУ выступила по теме: «Особенности формирования правового и юридического сознания в юридическом вузе», которая предположила, что в рамках формирования юридического правосознания в юридических вузах, академиях, факультетах необходимо вести речь о целенаправленной работе как в учебном, воспитательном, научном, так и в организационно-методическом направлении с целью готовности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей на высоком уровне и стойко сформированной позиции по правомерному поведению, пониманию ценности права.
Обсуждение продолжила д.ю.н., профессор кафедры ПК и ЗПЧ Дроздова А.М., уделив внимание теме: «Общественное и индивидуальное правосознание во взаимодействии».
Объективно каждый индивидуум уникален со свои внутренним миром и неповторим в другом и ученые не знают откуда у человека появляется индивидуальное сознание, т.к. в чистом виде, без конкретной личности-носителя выделить индивидуальное сознание не представляется возможным, а возможно его просто не существует. Различное влияние и воздействие общественного и индивидуального сознания можно проследить в современный период самоизоляции на примере образовательного процесса, например. В результате скорополительного развития и внедрения ИКТ в образовательный процесс, некоторые студенты воспринимают виртуальную жизнь с восторгом, они имеют возможность, умеют и получают удовлетворение от работы с информационными источниками и технологиями, они убеждены в том, что это прогресс, видят в этом развитии себя и прекрасное интересное будущее, где многое можно получить одним нажатием кнопки на смартфоне или компьютере. Уже сегодня мы убедились в применении нашими обучающимися «своеобразных технологий» при сдаче зачетов, экзаменов и защит ВКР. Мало того, что и мы и они разобщены, перестали разговаривать на человеческих языках, так еще и совесть спит, когда обманываешь, не учишь, не понимаешь и т.д. А где же процесс обучения и воспитания? Как воспитать образованную личность по Skype, или на платформе BigBlueButton?
Терещенко Е. А. –зав.кафедрой ПКиЗПЧ СКФУ выступила по теме: «Влияние преподавателя на формирование моделей поведения в общественной жизни и профессиональной деятельности студента-юриста».
Выступление каждого из участников обсуждалось и комментировалось руководителем научного семинар Демченко Т.И. В заключении семинара, подводя итоги, Демченко Т.И. высказала свое видение обсуждаемой проблемы в виде доклада и поблагодарила всех участников научного семинара за подготовку и участие в обсуждении поставленной темы.